Связаться с нами

Культура и новости

Нерассказанные истории о ‘Blue Goose’

В конце прошлого года я составил наиболее полный отчет о малоизвестном историческом рельсовом транспортном средстве, известном как “Голубой гусь”. Этот “Крайслер на рельсах” был шахтным челноком, который, по общему мнению, был слишком быстр для своего собственного блага. Но мы не знали и половины, потому что я поговорил с сыном человека, который его построил, и оказалось, что эта птица летала гораздо быстрее, чем мы думали раньше.

Для начала давайте вспомним, что мы знаем об этой гидре Chrysler. Это пара клубных купе Chrysler New Yorker 1953 года, которые были соединены в задней части для перевозки шахтеров для компании U.S. Gypsum. По официальным данным, машина разгонялась до приличных 40 миль в час и использовалась около 15 лет, после чего была отправлена на пенсию, либо сохранена, либо сдана на металлолом.

Однако в его истории было много пробелов, например, детали его конструкции и реальные возможности. С тех пор я узнал, что некоторые сведения из ограниченных источников были неточными. Это я узнал благодаря Филу Терри, сыну Кита Терри, человека, который в свое время разработал Blue Goose. Фил предоставил вырезки из газет, письмо, написанное его отцом, и личные анекдоты, чтобы восполнить утерянные детали прошлого автомобиля.

Кит Терри был руководителем инженерного отдела завода компании U.S. Gypsum по производству гипсокартона в Пластер-Сити, штат Калифорния, где и появился “Синий гусь”. В середине 1950-х годов для ежедневной работы приходилось отправлять бригады горняков за 26 миль в гипсовый карьер в Фиш-Маунтинс на джипах и грузовиках, которые следовали по железнодорожным путям, используемым для транспортировки породы. Однако условия пустыни были суровыми, и машины регулярно застревали в песке, раздуваемом ветром, или летом становилось негостеприимно жарко.

В какой-то момент USG поняла, что может избавиться от этих проблем, если будет перевозить шахтеров так же, как перевозит материалы: по рельсам. Но поскольку готовых решений проблемы не существовало, нашему приятелю Киту поручили найти решение.

Исторические изображения “Синего гуся”. Неизвестно через Reddit (вверху), неизвестно через AACA (внизу)

Кит начал с вышеупомянутых “Крайслеров”, для которых он изготовил раму из стальных двутавровых балок и С-образных швеллеров. В ее центре был установлен ранний двигатель Chrysler Industrial Hemi, который, как я предполагаю, является оригинальным 392. Мощность была вдвое больше, чем считалось ранее, или около 320 лошадиных сил. Это было бы очень много для рельсового транспортного средства весом всего 6 000 фунтов с обычными стальными колесами, поэтому Blue Goose их не использовал. Вместо этого Кит приобрел изготовленные на заказ колеса с фланцами, которые подходят для грузовых шин Michelin, что позволило Blue Goose оставаться на рельсах и одновременно улучшить сцепление с дорогой.

Как уже сообщалось ранее, у него было две кабины с отдельными пультами управления. В них с относительным комфортом размещались от 12 до 14 членов экипажа: мягкие сиденья, радио и, что самое главное, кондиционер. Такая роскошь стоила около 10 000 долларов, согласно статье в Imperial Valley Press, что эквивалентно примерно 111 000 долларов сегодня.

На момент публикации этой статьи, которая вышла в 1956 или 1957 году, “Синий гусь” еще не был известен под таким названием. Как заметил один из шахтеров, “у нас есть несколько названий для него, но вы не сможете их напечатать”. Репортер, которому досталась эта реплика, прокатился на ней с Китом, который разогнал машину до 80 миль в час. Позже Кит, похоже, пожалел об этом, написав отцу репортера, что обещал руководству завода не разгонять машину выше 60. Но он так и сделал, и, возможно, гораздо больше – до 100 миль в час, если верить мильным столбам вдоль линии.

Сканы статьи в Imperial Valley Press о “Голубом гусе” и письмо от Кита Терри. Imperial Valley Press, Фил Терри

Как вспоминает Фил Терри, в конце концов, скорость стала гибелью “Голубого гуся”.

“Когда шахтеры возвращались домой в конце рабочего дня, они торопились и слишком быстро проходили повороты на узкоколейке”, – рассказал Фил. В результате он пару раз сходил с рельсов, и компания USG решила вывести его из эксплуатации”.

“Мой папа несколько раз брал меня покататься. Для маленького ребенка это было очень весело”.

Что случилось с птицей после посадки на мель, неясно. По одним данным, она была сдана на металлолом, по другим – дожила как минимум до начала 2010-х годов. К сожалению, Фил Терри не знает ни того, ни другого. Возможно, кто-то из тех, кто знает, откликнется и расскажет о судьбе этой странной машины. Было бы приятно узнать, что она все еще существует, даже если она собирает пыль уже десять лет. Тем не менее, тайна придает этому устройству еще один слой загадочности, помимо его неизвестной истинной максимальной скорости.