Связаться с нами

Гонки

Обвинения в адрес босса Red Bull вызывают тревожный сигнал

Босс команды Red Bull Racing Кристиан Хорнер фактически доминировал в заголовках новостей Формулы 1 во время первого этапа сезона 2024 года, Гран-при Бахрейна. Его команда, возможно, и финишировала 1-2, а гонщик Макс Ферстаппен вновь доминировал на поле, но наибольший ущерб нанес именно продолжающийся скандал вокруг обвинений в том, что Хорнер якобы вел себя неподобающим образом по отношению к своему коллеге. Независимо от того, как вы относитесь к Хорнеру или к данному инциденту, он должен послужить возможностью для исторически мужского мира Формулы-1 бросить вызов своей давней истории дисбаланса власти – особенно в том, что касается пола.

Давайте установим факты

Формула-1 всегда склонна к сенсациям и спекуляциям, поэтому, прежде чем говорить о роли власти в автоспорте, важно установить проверяемый путь действий.

5 февраля новостные организации по всему миру сообщили, что Кристиан Хорнер официально находится под следствием в связи с обвинением в “неподобающем” поведении по отношению к своему коллеге. Четыре дня спустя, 9 февраля, Red Bull выпустила еще одно заявление, в котором уточнила, что Хорнер находится под следствием независимой, сторонней юридической фирмы; в тот же день Хорнера допросил юрист, участвующий в расследовании. 15 февраля Хорнер появился на презентации болида Red Bull, а через пять дней он улетел на предсезонные тесты в Бахрейн.

Getty

Затем, 28 февраля, мы получили сенсацию: Red Bull объявила, что “независимое расследование обвинений в адрес г-на Хорнера завершено, и Red Bull может подтвердить, что жалоба была отклонена”. Хорнеру разрешили вернуться к исполнению обязанностей босса команды Red Bull Racing.

Автоспортивные издания подхватили эту новость и почти сразу же сообщили, что Хорнер “оправдан”, что не всегда соответствовало действительности. Юристы выбирают слова с умом: если бы с Хорнера сняли обвинения или признали его невиновным, юристы непременно дали бы это понять. Скорее, прекращение расследования означает лишь его окончание; вердикт о невиновности или виновности не был вынесен.

На следующий день журналисты автоспорта получили с анонимного адреса электронной почты ссылку на Google Drive, в которой якобы содержались откровенные изображения и скриншоты сообщений WhatsApp, которые фигурировали в расследовании. До сих пор никто не смог подтвердить подлинность этих сообщений, и нет уверенности в том, что они являются законными. Человек, отправивший письмо, имел доступ к списку журналистов FIA, обладающих жесткими карточками, а также включил в цепочку сообщений исполнительного директора Формулы-1 Стефано Доменикали и президента FIA Мохаммеда Бен Сулайема.

Хорнер появлялся вместе со своей женой Джери Холливелл на протяжении всего уик-энда Гран-при Бахрейна и праздновал победу Ферстаппена вместе с командой.

Getty

В течение уик-энда несколько человек высказали свою точку зрения на ситуацию с Хорнером. Гонщик Макс Ферстаппен был беспристрастен, когда его спросили о случившемся; он отказался комментировать какие-либо конкретные детали обвинений и вместо этого просто заявил, что его отношения с Хорнером и атмосфера в команде “хорошие”. Однако его отец, Джос, занял гораздо более жесткую позицию и потребовал увольнения Хорнера, заявив газете Daily Mail: “Пока он остается на своем посту, здесь царит напряженность. Команда находится под угрозой развала. Так дальше продолжаться не может. Она взорвется. Он строит из себя жертву, в то время как проблемы возникают из-за него”.

(Стоит отметить, что Йоса Ферстаппена не стоит хвалить за его позицию: его отношения с Хорнером всегда были напряженными, и вполне вероятно, что он воспользуется этой возможностью, чтобы добиться ухода Хорнера. Йос Ферстаппен и сам не раз использовал свою власть, чтобы навредить другим, в том числе когда в декабре 2008 года его обвинили в нападении на жену и когда, как утверждалось, он пытался сбить своей машиной бывшую подругу).

Однако другие руководители команд не так охотно согласились оставить прошлое в прошлом: Зак Браун из McLaren и Тото Вольфф из Mercedes выразили обеспокоенность по поводу внешнего расследования Red Bull и попросили FIA вмешаться.

Getty

“В одной из организаций есть дама, которая поговорила с отделом кадров и сказала, что есть проблема”, – сказал Вольфф на пресс-конференции руководителей команды в четверг. “Это было расследовано, и вчера спорт получил сообщение: “Все в порядке, мы рассмотрели это”. Я считаю, что с учетом стремления к глобальному спорту, в таких критических вопросах нужна большая прозрачность, и мне интересно, какова позиция спорта”.

Однако FIA не выглядит союзником Вольффа и Брауна на этом фронте; президент FIA Мохаммед Бен Сулайем, похоже, был озабочен не тем вопросом, когда заявил в Financial Times, что продолжающаяся сага Хорнера “наносит ущерб” F1 и “омрачает” начало нового сезона “негативом”.

Теперь, в мартовском номере журнала BusinessF1 за 2024 год, на обложке будет опубликован 19-страничный отчет о драме в Red Bull, в котором также будут приведены новые обвинения в адрес Хорнера. Однако лучше всего воспринимать все сообщения BusinessF1 с долей соли: именно это издание “сообщило” о ложных опасениях, что Сьюзи Вольфф, член FIA, делилась коммерческими секретами со своим мужем, что привело к необоснованному расследованию.

Getty

Все дело в силе

Главная проблема здесь не в каких-то конкретных действиях или обвинениях в адрес какого-то одного человека. Вместо этого речь идет о власти. Независимо от результатов расследования, очень влиятельный человек в Формуле-1 повел себя так, что подчиненная женщина почувствовала себя достаточно неловко, чтобы сообщить о его поведении и потребовать возмещения ущерба, и это дисбаланс власти, который Формуле-1 необходимо устранить, если она намерена продолжать свой нынешний рост.

В мире автоспорта власть традиционно принадлежит натуральным, белым, западным мужчинам. На заре гонок это означало, что женщинам могли запретить соревноваться с гонщиками-мужчинами, а то и вовсе не пускать в гараж на трассе. Стирлинг Мосс, один из самых перспективных британских гонщиков 1950-х и 60-х годов, был практически неспособен воспринимать женщин иначе, чем “куски мякиша”. Бывший босс Формулы-1 Берни Экклстоун считал, что женщинам не место в Формуле-1, и заявлял, что они должны быть одеты в белое, “как все остальные бытовые приборы”.

Getty

Совсем недавно разразился скандал с участием тогдашнего гонщика Haas Никиты Мазепина, который в 2020 году опубликовал в своем Instagram видео, на котором, как оказалось, он лапал женщину. Несмотря на то что Haas назвала его действия “отвратительными”, Мазепину разрешили продолжить работу в команде, опубликовав извинения в Instagram… которые он удалил через девять дней. До этого была обратная реакция на решение Формулы-1 в 2018 году прекратить использование “девушек с решетки” на старте Гран-при – решение, которое я тогда активно защищал, и которое привело к тому, что известный американский гонщик призвал своих сторонников доксировать меня.

Если говорить лично, то это не единственный негативный опыт, с которым я столкнулась, будучи женщиной в автомобильной индустрии. Я уже сбилась со счета, сколько раз кто-то тайком фотографировал меня, а на одной гонке, которую я посетила, группа мужчин окружила меня на трибуне и не давала уйти, пока я не дала им свой номер телефона. Подобные случаи, к счастью, стали происходить со мной реже – но, возможно, это связано с тем, что я стала посещать мероприятия в профессиональном качестве; даже тогда я сталкиваюсь с проблемами, с которыми не сталкиваются мои коллеги-мужчины. Если я задам вопрос гонщику, он ответит, полагая, что я не знакома с автоспортом, и поэтому предложит очень скучный, общий ответ, который в основном объясняет такое понятие, как квалификация. В других случаях мужчины предполагают, что я работаю в команде по связям с общественностью или занимаюсь пропагандой здорового образа жизни, а не журналистом. Женщины занимают все более видное место в паддоках по всему миру, но это не значит, что их принимают как равных.

Эти проблемы, конечно, довольно незначительны по сравнению с тем, с чем сталкиваются другие женщины в автоспорте, но они все равно служат барьером, который мешает мне эффективно выполнять свою работу. Другие женщины сталкивались с гораздо худшим.

Этот дискомфорт, вызванный несбалансированностью властных ролей, лежит в основе продолжающегося скандала с Кристианом Хорнером. Если не принимать во внимание все остальное, женщина, работавшая с Хорнером, чувствовала себя настолько некомфортно из-за его поведения, что посчитала необходимым сообщить о нем; это шаг, который никто не делает легкомысленно, потому что он почти наверняка будет стоить ей работы. Даже если присяжные признают Хорнера невиновным, это все равно не отменит первоначальный вопрос заявительницы: она почувствовала, что поведение другого человека по отношению к ней мешает ей выполнять свою работу.

К сожалению, этот важный факт был упущен из виду в ходе продолжающихся событий в СМИ. Вместо этого многие влиятельные люди в спорте больше обеспокоены тем, какой ущерб это нанесет репутации Формулы-1, или тем, что следственная комиссия обнародует выводы, которые будут выгодны именно им. Мы не можем проанализировать исторический дисбаланс власти в Формуле-1, и тем самым мы не можем проложить более справедливый путь вперед. Если мы этого не сделаем, то рост Формулы-1 остановится.

Продолжить чтение
Нажмите, чтобы прокомментировать

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *