Связаться с нами

Культура и новости

Советские гонщики использовали вертолетные колеса, потому что не могли достать сплавы

Даже за железным занавесом советские граждане делали то, что всегда делают люди, когда могут поставить две машины в ряд: Гоняли. Однако в Объединенных Советских Социалистических Республиках это дорогое развлечение было еще сложнее, поэтому у гонщиков, желающих получить преимущество над соперниками, было мало возможностей. Это вынуждало гонщиков обращаться к необычным источникам для получения таких вещей, как легкие колеса, – например, к вертолетам и бронированным машинам.

Автоспорт был необычным, но не редким явлением в СССР, который едва не попал в группу В. Несмотря на общий дефицит, влиявший на доступность запчастей для автомобилей, включая предметы первой необходимости, в стране существовало некое подобие ралли и туринговых гонок. Естественно, гонщики искали конкурентные преимущества, модернизируя свои автомобили, но это было не так-то просто. Запчасти для улучшения характеристик было трудно достать, а легкие колеса были особенно сложной задачей, так как алюминиевые диски были все еще непомерно дорогими даже на Западе. Единственным выходом для гонщиков было попытаться провезти что-то контрабандой и модифицировать, либо создать свои собственные из деталей отечественного производства. Так появились вертолетные колеса.

Как сообщает Dzen.ru, рабочие некоторых заводов, работающие по контракту на производство аэрокосмических деталей или военной техники, иногда оставались после работы, чтобы сделать на заказ легкие гоночные колеса. Они делали их из колес, предназначенных для бронеавтомобилей или вертолетов, причем два конкретных колеса стали фаворитами.

Одно из них – KT 192-020, алюминиевое колесо, которое, как утверждает ZR.ru, предназначалось для серии бронированных разведывательных машин BDRM. Исторических документов об этом колесе или его использовании в гонках не так много, что указывает на то, что его доступность могла быть ограничена. Опять же, алюминиевые колеса в то время были дорогими, так что вряд ли их можно было найти в продаже. Вместо этого горячим товаром был его авиационный аналог, K2-116.

Коллекция гоночных автомобилей советской эпохи на колесах К2-116. Гран-при Москвы Классик, Drive2.ru

Магниевое колесо K2-116 использовалось на различных летательных аппаратах, в том числе на вертолетах Ми-4 и Ми-8, транспортном самолете Ан-28 и авиалайнере Ил-18. Технические характеристики сохранились в объявлении о продаже на Drive2.ru от 2016 года, в котором говорится, что это многокомпонентное колесо размером 14 на 9 дюймов и весом от 17 до 18 фунтов. Они были отлиты из магниевого сплава ML5 и имели съемные фланцы и центральные секции, что позволяло легко менять шины. Или, что было наиболее важно для российских гонщиков, легко модифицировались для установки различных автомобильных болтов.

По словам продавца, это делалось путем обработки старых тормозных барабанов или роторов, которые подходили под болты автомобиля, затем сверлились отверстия, чтобы прикрутить модифицированную тормозную часть к остальной части колеса. Такая небрежная конструкция, очевидно, делала эти колеса труднобалансируемыми, а их трудоемкое производство означало, что они были дорогими. Тем не менее, они были прочными и значительно легче, чем стальные колеса, которые в противном случае пришлось бы ставить гонщикам, поэтому, несмотря на дороговизну, они были популярны.

На самом деле, К2-116 был настолько популярен в советских гонках 1970-80-х годов, что это колесо и сегодня является неотъемлемой частью российских винтажных гонок. На видео с Гран-при Москвы 2016 года запечатлено, как модифицированная “Волга” ГАЗ-24 катится на этих непонятных иконах, которые, похоже, пользуются таким же уважением, как RS Watanabes в Японии.

Однако достать комплект для вашей импортной “Буханки”, “серого” ГАЗа или “Лады” будет нелегко. В российском интернете я нашел несколько объявлений о продаже за разные годы, а также упоминания о том, что репродукционные колеса производятся и сегодня (хотя мне не удалось найти ни одного примера). Из-за их редкости и запрета на экспорт автозапчастей, наложенного Россией после вторжения, шансы заполучить K2-116 для себя кажутся ничтожно малыми. Украинский поставщик аэрокосмической техники Vertol.com.ua, кажется, все еще предлагает их, хотя заказывать их из Украины сейчас, вероятно, рискованно. Все благодарности за это достаются России – лучший аргумент против того, чтобы быть русофилом.

Продолжить чтение
Нажмите, чтобы прокомментировать

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *