Новости
Есть ли место для самоуправляемых автомобилей в роскошном автомобилестроении?
Слово “автомобиль” вошло в английский лексикон из французского языка в конце XVIII века, как соединение древнегреческого autós (αὐτός), что означает “сам”, и латинского mobilis, что означает “подвижный”. Изначально это слово обозначало переход от использования внешних источников энергии, таких как лошади, к использованию собственных двигателей, но сейчас кажется ироничным, что оно предвосхитило появление по-настоящему “самодвижущихся” автомобилей.
Самоуправляемые автомобили становятся все более реальным явлением в автомобильной промышленности. Чтобы считаться полностью автономным, самодвижущийся автомобиль должен уметь прокладывать путь из точки А в точку Б и самостоятельно двигаться по этому маршруту без вмешательства человека. В настоящее время эти разработки опираются на комбинацию датчиков, считывающих внешнюю среду (камеры, радары, лидары и т. д.), и искусственного интеллекта (ИИ), который осмысливает полученную информацию.
Компании, разрабатывающие самоуправляемые автомобили, варьируются от Audi до Google, хотя Waymo, принадлежащая Google, в партнерстве с Lyft уже запустила свой собственный полностью автономный сервис коммерческих поездок Waymo One. Сервис находится в стадии тестирования, но в настоящее время доступен в городах США – Фениксе, Сан-Франциско и скоро в Лос-Анджелесе.
Гонка технологий, направленная на создание самодвижущихся автомобилей, во многом совпадает с развитием Web3 и Big Data, где данные не только децентрализованы, но и используются для машинного обучения и искусственного интеллекта – оцифровки ручных процессов в автоматические и дальнейшего превращения слоев и слоев аппаратного обеспечения в гладкие и чистые поверхности, которые легко управляют множеством программных продуктов одним прикосновением пальца.
Самоуправляемые автомобили – это не что иное, как технологическое чудо, но в то же время они ставят под сомнение определение того, что является хорошим автомобилем. Экологичность, безопасность на дорогах и комфорт – это те аспекты, в которых все автопроизводители стремятся преуспеть. Однако отстранение водителя от управления автомобилем, похоже, превращает его в совершенно другого зверя. Возможно, в мире роскошных автомобилей мы должны задаться вопросом не о том, что делает автомобиль хорошим, а о том, что делает автомобиль любимым.
Водитель делает автомобиль
Назовите это как угодно: эффективной маркетинговой моделью или брендингом, ориентированным на потребителя; автомобили определяются людьми, которые их водят. Это может быть своего рода головоломкой, когда выясняется, что появилось раньше – дискурсивный образ идеального владельца автомобиля или сами преданные автолюбители. Независимо от этого, отношения между автомобилями и людьми, которые их любят, владеют или надеются ими обладать, являются интимными – отношения, построенные вокруг самого эйфорического акта вождения.
В качестве доказательства можно привести самый знаменитый автомобиль в истории – Aston Martin DB5 Джеймса Бонда. DB5 покорил сердца многих автолюбителей с момента своего дебюта в 1963 году, и не только потому, что за рулем сидит агент 007, но и потому, что значит управлять им. Погони за злодеями по извилистым мощеным улицам и бесшумные переезды из одного города в другой в темноте ночи, как это делают международные шпионы, – фильмы показывают только то, для чего был создан этот автомобиль: работать как зверь.
Один из самых быстрых автомобилей в мире того времени, DB5 оснащался 4,0-литровой прямоточной шестеркой с естественным впрыском топлива, развивающей 282 л.с. и 380 Нм, и вся эта мощность передавалась через пятиступенчатую механическую коробку передач на задние колеса. Прохождение поворотов на DB5 лишь на шаг меньше, чем на хардкоре, хотя чем тяжелее рулевое управление на таких автомобилях, тем меньше требуется усилий в середине поворота. Однако двигатель с лихвой компенсирует это плавным и изящным ходом на огромных скоростях, оправдывая статус DB5 как гранд-туриста. Даже современные GT с их сложной геометрией подвески и адаптивным демпфированием не смогли бы сравниться с этим старшим по мягкости хода.
За рулем автомобиля находится более чем хорошо настроенное мягкое кожаное сиденье, которое обеспечивает водителю дополнительный обзор, а также тактильное деревянное рулевое колесо большого размера в паре с удобной и нежной ручкой переключения передач, установленной для вашего удовольствия от вождения. Педали, как известно, настолько тонкие, что водитель будет чувствовать себя неуклюжим в повседневных кроссовках, как будто требуя от вас облачиться в пару начищенных оксфордов. Шум ветра над передними крыльями из-за отсутствия звукоизоляции почти приветствуется, напоминая водителю, что он уже переходит на серьезную скорость.
Модель DB5 была снята с производства в 1965 году, но в 2020 году была выпущена специальная ограниченная партия из 25 экземпляров, приуроченная к выходу последнего фильма о Бонде с Дэниелом Крейгом “Не время умирать”. Это свидетельствует не только о ее месте в истории автомобилестроения в качестве машины агента 007, но и о любви к автомобилям, предназначенным для изучения, почти борьбы с ними и, наконец, мастерского вождения. DB5 2020 года выпуска продается по внушительной цене в 3,6 миллиона долларов США. С таким культовым именем, как DB5, в центре роскошного автомобилестроения, можно ли смириться с переходом на самоуправляемые автомобили? Без Джеймса Бонда, умело сидящего за рулем, культовый DB5, кажется, потеряет огромную часть того, что делает его таким любимым.
Разрушение автомобильной индустрии
Возможно, именно отсутствие идентичности и определяет самодвижущийся автомобиль. Автономные транспортные средства, в конце концов, созданы не для вождения – они созданы для выполнения социальных задач. По оценкам Национальной администрации безопасности дорожного движения США, 94 % серьезных аварий происходят по вине человека, включая вождение в нетрезвом виде или по неосторожности. Самоуправляемые автомобили стремятся стать ответом на проблему, присущую человеческим усилиям, – риск потерпеть неудачу из-за переутомления. Кроме того, что автономные автомобили призваны повысить безопасность дорожного движения, они также обещают помочь снизить выбросы углекислого газа в атмосферу за счет повышения эффективности использования топлива и совместного использования самоуправляемых автомобилей.
В США и Европе проходят испытания автономные грузовики в надежде повысить безопасность и качество работы водителей грузовиков на больших расстояниях, а в Пекине (Китай) в самом разгаре развертывание автономных машин для подметания улиц города. Эти проекты подрывают автомобильную промышленность, кардинально меняя конструкцию машин. Таким образом, автомобили создаются не для водителя, а для того, чтобы компенсировать присущие ему ограничения.
Тем не менее, полностью автономные самоуправляемые автомобили еще далеки от совершенства, а сообщений об ошибках и авариях – бесчисленное множество. Технология развивается, но очень медленно. Проблема роста и масштабирования отрасли, пожалуй, наиболее наглядно проявляется в том, что мир утратил свою привлекательность для Tesla Элона Маска еще в 2021 году, когда он впервые объявил, что на дорогах будет “более миллиона автомобилей Tesla с полностью автономным управлением”. Акции Tesla, возможно, и переживают возрождение этим летом, но его можно назвать только “нестабильным” и “рискованным”. В январе они достигли 52-недельного минимума – чуть более 100 долларов за акцию, а в июне поднялись более чем на 130%. Маск борется с перебоями в цепочке поставок с 2021 года, стремясь сократить расходы, чтобы повысить свою рентабельность и выпустить более востребованный на рынке и доступный по цене самоуправляемый автомобиль.
Его прицел был направлен на радарную технологию – основной компонент способности автономного автомобиля обнаруживать опасность на расстоянии. Без радара Teslas был бы подвержен даже элементарным ошибкам восприятия и, что еще хуже, авариям и столкновениям. За последние 2 года на поверхность постоянно всплывали сообщения о том, что Teslas неправильно интерпретируют уличные знаки, агрессивно тормозят с высокой скорости перед воображаемыми опасностями и даже попадают в аварии со смертельным исходом. Стремление к масштабированию и сокращению расходов может быть типичным для любого технологического стартапа, но почти противоположно духу роскошного автотранспорта.
Роскошь – это постоянство
После того как все инновации и дизайн ушли в прошлое, что остается в фигуре роскошного автомобиля? Правда в том, что настоящий роскошный автомобиль – это тот, который представляет собой недостижимое. Не обращайте внимания на многомиллионные ценники, лучшие автомобили мира роскоши так же редки, как драгоценные камни. Они вызывают радость от вождения не столько из-за роскошных ощущений, сколько потому, что большинство людей могут только мечтать о том, чтобы сесть за руль такого автомобиля.
Самоуправляемые и роскошные автомобили, похоже, имеют одну общую черту: они оба не предназначены для вождения. Первые разрушают сущность автомобиля, устраняя водителя и стремясь выполнить как можно больше человеческих функций – это порыв к инновациям и творчеству. Вторая же нацелена на совершенствование автомобиля, концентрируя в себе опыт одного водителя, стремясь к совершенству и становясь настолько востребованной, что становится редкостью, которую можно увидеть на дорогах только тогда, когда ее счастливый владелец решит прокатиться на ней. В этом и заключается эйфория от вождения роскошного автомобиля – сидеть в кресле, которое любимо во все времена.