Гонки
Pirelli не хочет быть главным героем Формулы-1, и так и должно быть
Первой гонкой Формулы 1, которую я посмотрел по телевизору, был, хотите верьте, хотите нет, Гран-при США 2005 года. Мне было 12 лет. И для нормального человека, а не для пресыщенного подростка, подобный фарс не превратил бы никого в фаната. И все же по какой-то странной причине драма, политика и последствия того и другого зацепили меня. Полагаю, именно поэтому некоторые люди попадают в WWE.
Многие говорили и будут говорить, что Ф1 слишком зациклена на своем статусе «шоу» в 2024 году, но когда я рассматриваю худший сценарий войны шин, которую мы наблюдали в Индианаполисе почти 20 лет назад – гонку, которая поставила завоевание Ф1 в США под угрозу как минимум на пять лет – я не думаю, что будет спорным предположить, что по крайней мере в одном отношении этот спорт улучшился. И во многом это заслуга Pirelli.
Pirelli является единственным поставщиком шин для Формулы-1 с 2011 года; за это время произошло три грандиозных изменения правил, самое крупное из которых произошло всего два года назад: переход на 18-дюймовые шины и аэродинамические эффекты. Еще одно должно произойти в 2026 году. Итальянский производитель шин, представляющий единственную игру в паддоке, может натолкнуть некоторых на мысль, что ему не нужно работать, чтобы сохранить свое знаменитое место. Мы знаем, что конкуренция порождает инновации, а монополии – не очень. Однако у Pirelli по-прежнему много работы – просто она отличается от той, которую она могла бы делать, если бы постоянно боролась, чтобы превзойти, скажем, французского или японского конкурента.
Директор Pirelli по автоспорту Марио Изола Адам Исмаил
«Будучи единственным поставщиком, мы должны гарантировать спортивное равенство», – сказал Марио Изола, директор Pirelli по автоспорту, в интервью The Drive в паддоке Гран-при Майами. «У нас есть телеметрические данные, поступающие от всех команд, которые мы анализируем по ходу уик-энда. У нас есть лаборатория в зоне монтажа, где мы режем шины, анализируем их с помощью микроскопа и другого оборудования, чтобы убедиться, что целостность шин гарантирована».
Изола отметил, что именно так Pirelli обнаружила риск поломки во время Гран-при Катара 2023 года и смогла оперативно принять меры, уведомив FIA и все команды, чтобы уик-энд был продолжен, хотя и с максимальным сроком службы шин в 18 кругов, что фактически превращает соревнования в гонку с минимальными тремя остановками.
«Безопасность превыше всего», – сказал Изола. «Очевидно, что вы должны гарантировать, что ваша конструкция и то, как они эксплуатируют шины на трассе, безопасны, потому что все команды стремятся к производительности, поэтому мы даем им некоторые ограничения в плане развала-схождения и минимального давления, чтобы убедиться, что они используют шины правильным образом. Как только мы это сделаем, все остальное будет зависеть от производительности. Так что уровень сцепления, уровень деградации – все это параметры, которые можно настроить, но только после того, как будет достигнута безопасность и стабильность производства».
«Мы проделали большую работу на заводе, чтобы гарантировать, что все шины абсолютно одинаковы», – подчеркнул Изола. «Это нелегко, когда речь идет о шинах. Качество – это то, что мы гарантируем в компании на всех уровнях. Проблема в том, что чувствительность здесь гораздо выше. Маленькая, маленькая разница, которую вы не можете почувствовать на дорожной шине, здесь составляет одну десятую секунды».
Алессио Моргезе/NurPhoto via Getty Images
Иногда эти приготовления приходится проводить, когда у Изолы и его команды нет никаких данных, на которые можно было бы опереться, – в случае добавления в календарь нового события (или, что еще хуже, кардинального изменения конструкции автомобиля). В этом сезоне впервые за несколько лет не дебютирует новое место. В таких случаях – как, например, в случае с ноябрьским Гран-при Лас-Вегаса – передовая природа современного моделирования становится особенно ценной.
Даже если у Pirelli есть опыт работы с каждой трассой в календаре 2024 года, «Формула 1 никогда не останавливается», по словам Изолы. «С 18-дюймовыми шинами мы решили представить совершенно новое семейство составов, которые, очевидно, не были доступны в 2011 году. Новые полимеры – очевидно, что вокруг этого существует большая секретность, но, скажем так, новые ингредиенты, которых не было в наличии, и они дают нам лучшее поведение болида, более соответствующее ожиданиям гонщика (и) меньший перегрев». Изола подчеркнул, что каркас и пояс шины – это две части, которые особенно изменились за 13 лет работы Pirelli в Формуле 1.
Я спросил Изолу, по просьбе некоторых моих коллег, что произойдет, если Pirelli возьмет один из тех же составов, которые она использует в Гран-при, в форму для шины размером с дорожный автомобиль. Как бы показал себя автомобиль? Его ответ лишь подчеркнул стремительный темп развития этого вида спорта.
«Вы бы скользили повсюду!» рассмеялся Изола. «Чтобы прогреть шину, нужно вложить в нее определенное количество энергии, что, вероятно, невозможно для дорожного автомобиля. Может быть, для суперкара, для спортивного автомобиля – но для этих машин (F1) шаг огромный, особенно с 2017 года». Когда они решили создать машину с более широкими шинами, они (стали) намного быстрее, чем в прошлом. С 2016 по 2017 год мы увидели улучшение времени прохождения круга на пять-шесть секунд за круг».
Джефф Робинсон/Icon Sportswire via Getty Images
Разумеется, Pirelli удалось перенять опыт, полученный в ходе исследований и разработок в Формуле-1, и внедрить его в дорожные автомобили. Каждый потребительский бренд, связанный с автоспортом, утверждает это с первых дней существования гонок, но у Pirelli есть более весомые аргументы, чем у большинства, учитывая, что Ford Mustang Dark Horse, на котором я проехал горячий круг незадолго до начала главного события воскресенья, ездил на резине, созданной по технологии, которую Pirelli сначала отточила для Формулы-1.
Однако в конечном итоге безопасность и постоянство остаются для Pirelli главными ориентирами при создании шин для Формулы-1. Если компания выполняет свою работу должным образом, она не является звездой шоу – ею являются команды и гонщики. Поставщик просто предоставляет спорту продукт, необходимый для его работы, при этом, очевидно, разрабатывая определенную, предопределенную и повторяющуюся модель износа, чтобы у пит-уолла не было другого выбора, кроме как выработать стратегию.
Это очень далеко от первой гонки Ф1, которую я видел.
«Я вел войну шин – не в Формуле 1, но в GT, а также в Американской серии Ле-Ман, когда приехал в США». сказал Изола. «Очевидно, что для нас, шинной компании, это дополнительная… Вы – часть команды, вы – часть результата, вы разрабатываете шины, которые могут изменить ситуацию. Так что это другой подход. Но теперь, даже если мы являемся единственным поставщиком, перед вами все равно стоит другая техническая задача».
Пилот McLaren Ландо Норрис радуется своей первой в карьере победе в Формуле 1 на Гран-при Майами 2024 года. Clive Rose/Formula 1 via Getty Images
Победа над продукцией конкурента – это захватывающее зрелище для производителя запчастей. Но личная слава не всегда идет рука об руку с интересами конкурента.
«В прошлом, когда шла война шин, я считаю, что иногда конечный результат гонки слишком сильно определялся шинами», – сказал мне Изола. «Мы должны быть уверены, что в финальной классификации в первую очередь победит лучший гонщик, а во вторую – лучшая машина. А не по лучшим шинам. Такая ситуация для спорта не идеальна».
«Для производителя шин это фантастика – если вы победите! Прежде всего, я фанат автоспорта, и мне повезло работать в среде, которая мне нравится. Но для меня, как для фаната автоспорта, настоящим героем является в первую очередь гонщик и команда, которая способна разработать лучший автомобиль».