Связаться с нами

Гонки

McLaren пока не собирается красть корону Формулы-1 у Red Bull. Вот почему

Современная Формула 1 – это спорт доминирующих династий. Доминирование Михаэля Шумахера в Scuderia Ferrari перетекло в эпоху Себастьяна Феттеля в Red Bull, который уступил место Льюису Хэмилтону и Mercedes. В последнее время корону доминирования носил Макс Ферстаппен, что выглядело откровенно шокирующим проявлением идеальных, рекордных выступлений. Однако теперь, похоже, появился претендент в лице Ландо Норриса из McLaren, но пока не стоит делать ставку на молодого британца в чемпионате мира среди гонщиков 2024 года. McLaren еще предстоит пройти долгий путь.

Закономерности доминирования в Формуле-1

Пролистайте книги по истории Формулы-1, и вы заметите, что с годами в ней начала формироваться закономерность: Каждый раз, когда в серии происходили значительные изменения в регламенте, новая команда начинала перенимать мантию успеха – хотя эта закономерность становится все более очевидной по мере того, как технологические инновации создают более надежные и аэродинамически сложные машины. Гоночная родословная Ferrari сделала ее сильным конкурентом в первые годы Формулы-1, прежде чем переход на среднемоторные автомобили дал преимущество таким британским маркам, как Lotus, Cooper и BRM. Инновационные аэродинамические усовершенствования повысили популярность McLaren и Lotus, а стремление создавать надежные автомобили в эпоху глубоких экспериментов принесло пользу Tyrrell.

Однако 1980-е годы принесли с собой ставшую уже привычной проблему: Всего несколько машин и несколько гонщиков были действительно способны выиграть гонку, а число конкурентоспособных соперников сокращалось год от года.

Однако XXI век принес с собой совершенно новый подход к Формуле-1, который определялся тремя вещами: более строгими правилами, повышенной надежностью и большими бюджетами.

Хотя F1 никогда не была по-настоящему «безлимитным» чемпионатом, ранние выпуски серии давали командам возможность читать между строк. Такие люди, как Колин Чепмен, могли экспериментировать с аэродинамикой, оснащая свои Lotus крыльями, но эти формы технологии были еще не доработаны. Никто до конца не понимал, как крылья работают на ранних машинах Ф1, как их лучше использовать и смогут ли они прослужить достаточно долго, чтобы стать серьезным конкурентным преимуществом. До середины 1970-х годов Формула-1 давала командам и гонщикам возможность опробовать новые двигатели, поиграть с аэродинамикой, поэкспериментировать с новыми материалами и многое другое. Иногда эти эксперименты приносили результат. Иногда – нет. Это привело к большей непредсказуемости в спорте, даже с точки зрения правил.

Современные правила Формулы-1 гораздо более жесткие и предписывающие. Вы должны использовать определенный двигатель, ваше крыло должно быть определенного размера, а ваша подвеска должна работать именно так, как требует FIA. Ни одной команде не позволено внедрять на трассе инновационные технологии. Помните систему двухосевого рулевого управления (DAS) от Mercedes, которая могла изменять положение колес, когда водитель нажимал или тянул на руль? Если вы не помните, то это потому, что ее почти сразу же запретили, а затем переписали правила, чтобы запретить этот тип технологий.

Причина запрета также сводится к повышению надежности машин Формулы-1: когда Чепмен появился на трассе с крылом, прикрученным к его машине, можно было почти наверняка ожидать нескольких серьезных поломок, прежде чем технология заработала и заставила всех остальных модернизировать свои машины. К тому времени, когда Чепмен разобрался с крыльями своих Lotus, у всех остальных команд уже был шанс поиграть с ними.

Теперь, когда Mercedes дебютирует с такой системой, как DAS, компонент будет проходить многочасовое виртуальное моделирование, чтобы отработать все нюансы задолго до того, как он попадет на трассу. Когда он появится, Mercedes почти наверняка сможет гарантировать совершенство, а столь масштабное улучшение характеристик фактически уничтожит конкуренцию для всех остальных. FIA приходится вводить новые правила, чтобы сохранить интерес к соревнованиям.

Кроме того, повышение надежности приводит к повышению безопасности автомобилей, а значит, мы реже теряем наших лучших талантов в результате несчастных случаев на гонках. Сколько чемпионатов выиграл бы Джим Кларк, если бы его не убили? Насколько доминирующим был бы Ники Лауда, если бы не получил тяжелые травмы в аварии на Нюрбургринге в 1976 году? Сколько начинающих гонщиков смогли бы добиться успеха, если бы не погибли? А сколько мест в Формуле-1 освобождается за год только из-за смерти гонщика? Сколько великих гонщиков оказались в Формуле-1, потому что чья-то смерть создала возможность?

Переведено с помощью DeepL.com (бесплатная версия)

Большую надежность обеспечивают большие бюджеты. При столь малом пространстве для игры в регламенте команды, которые могут позволить себе дальновидных дизайнеров, новаторских инженеров и много времени для работы с новейшими технологиями моделирования, имеют гораздо больше шансов превзойти команды, испытывающие финансовые трудности и не имеющие возможности позволить себе лучших из лучших.

Все эти факторы усугубляются со временем. Например, несколько неудачных лет для Williams, и некогда доминирующая команда остается бороться за объедки в задней части решетки, в то время как более новые, высокодоходные команды, такие как Red Bull, могут позволить себе бороться за лидерство из года в год. В прошлом испытывающий трудности Williams мог найти лазейку в правилах, которой можно было недорого воспользоваться, чтобы претендовать на лучший результат в чемпионате конструкторов и призовые деньги, которые к нему прилагаются. Теперь же, если вы застряли в колее развития, деваться некуда.

А что будет с McLaren в 2024 году?

Менее десяти лет назад такие легендарные гонщики, как Фернандо Алонсо и Дженсон Баттон, боролись за попадание McLaren в очки; теперь, в 2024 году, McLaren – одна из двух команд, которые активно боролись с Red Bull Racing. Что же произошло?

Ну, многое. McLaren отказалась от попыток использовать двигатель Honda в конкурентной борьбе, затем снова отказалась от двигателя Renault. Генеральный директор команды Рон Деннис ушел, оставив пост открытым для Зака Брауна в 2017 году. С тех пор Браун собрал впечатляющую команду инженеров и стратегов, многие из которых были назначены на свои нынешние должности в 2023 году. Теперь, после одного пакета обновлений и нескольких гонок в сезоне 2024 года, McLaren стала самым компетентным соперником Red Bull.

Но то, что перемены произошли быстро, не означает, что они произошли достаточно быстро, чтобы превратиться в борьбу за титул в 2024 году – как для Норриса в качестве гонщика, так и для McLaren в качестве конструктора.

Да, Норрис выиграл в Майами, и да, он сократил огромный отрыв от Ферстаппена до менее чем одной секунды в Имоле. Это впечатляющие и достойные внимания достижения, которые показывают некоторые бреши в, казалось бы, непробиваемой броне Red Bull, но в обеих гонках были некоторые экологические «звездочки», которые помогли выступлениям McLaren. В Майами Ферстаппен врезался в столбик, и вовремя приехавшая машина безопасности помогла Норрису выйти в лидеры. В Имоле Ферстаппен участвовал в 24-часовой симуляторной гонке на Нюрбургринге во время своего законного уик-энда Формулы-1, и он признался, что вся эта экскурсия была довольно утомительной. Кроме того, в Red Bull идет закулисная борьба за власть в результате предполагаемого неподобающего поведения Кристиана Хорнера и ухода Эдриана Ньюи, что, безусловно, должно сыграть свою роль.

Но пока еще слишком рано гарантировать, что McLaren сможет завоевать титул в этом году. Усовершенствования, которые McLaren внесла в свои машины, работают хорошо, но будут ли они работать в Монце так же хорошо, как в Имоле? Помогут или помешают McLaren дальнейшие доработки? Обнаружим ли мы фатальный недостаток где-то по пути? Оживет ли Red Bull позже в этом сезоне? Все это возможно, но я бы предостерег от излишнего оптимизма.

Давайте переведем часы назад, в 2020 год. Тот сезон был весьма аномальным благодаря пандемии COVID-19 и полной перестройке гоночного календаря, но он также выявил некоторые слабые места в казавшейся непроницаемой оболочке Mercedes. Red Bull, AlphaTauri и Racing Point смогли одержать победы, пошатнув способность Mercedes соперничать только с лучшими. Но потребовался еще спорный сезон 2021 года, прежде чем Mercedes действительно уступила Red Bull.

А со второй гонки 2022 года Red Bull стал практически безупречен. Ferrari и Mercedes смогли вырвать несколько побед, прежде чем 2023 год превратился в шоу, состоящее почти из одних Red Bull. Хотя Ferrari могла выиграть в Австралии, а McLaren – в Майами, команда по-прежнему остается очень сильной, а McLaren и Норрис довольно сильно отстают от Red Bull и Ферстаппена в турнирной таблице чемпионата. В сложившейся ситуации потребуется чудо, чтобы Ферстаппен лишился своего четвертого титула.

Но 2025 год? Возможно, есть шанс

Однако не стоит терять надежду, что Формула-1 не будет существовать. Обычно, прежде чем новый гонщик или новая команда поднимутся на вершину табло, мы должны были дождаться введения нового регламента, но первый титул Ферстаппена в 2021 году нарушил этот цикл. Тот факт, что Red Bull и Ферстаппен смогли ослабить удушающий контроль Mercedes над серией, говорит о том, что McLaren и Норрис могут сделать то же самое. Потребуется много напряженной работы и быстрое мышление, чтобы McLaren справились с этой задачей, и все может измениться в течение 2024 года, но я бы сказал, что нас ждет захватывающая борьба в 2025 году, если McLaren сможет сохранить свой темп.

Продолжить чтение
Нажмите, чтобы прокомментировать

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *