Покупка автомобиля
Стеллантис считает, что Калифорния виновата в том, что купить джип с ДВС стало труднее
Компания Stellantis подала официальную петицию против Калифорнийского совета по воздушным ресурсам (CARB) за то, что он предъявляет к ней жесткие требования по выбросам, которые не все автопроизводители обязаны выполнять.
Это последняя глава в истории с автомобилями Chrysler, Jeep, Ram и Dodge, продающимися по всей стране, которая, как говорится в заявлении Stellantis, “дестабилизирует наши производственные графики, средства к существованию наших 56 000 американских сотрудников и тысячи побочных рабочих мест, созданных в результате нашей деятельности”.
Сначала немного предыстории. Летом компания Stellantis подтвердила, что по возможности направляет только электрифицированные версии своих автомобилей на дилерские площадки в 14 штатах, отвечающих требованиям CARB. Это означало, что если вы случайно зашли в магазин в одном из этих штатов, то единственными Wrangler или Pacificas, имеющимися в наличии, будут подключаемые гибридные автомобили. Чистые варианты этих моделей с двигателем внутреннего сгорания все еще были доступны, но их нужно было заказывать специально для клиента. Между тем у дилеров в штатах, не входящих в CARB, все было наоборот: гибридов, которые можно было бы купить и увезти в тот же день, было мало или вообще не было, а в наличии были в основном только бензиновые модели.
Dodge Hornet R/T
Причиной такого шага Stellantis стали правила CARB. Согласно этим правилам, большинство производителей обязаны продавать определенный процент автомобилей с нулевым уровнем выбросов и подключаемых гибридов в пределах этих 14 штатов. Именно поэтому Stellantis отдала предпочтение отправке таких автомобилей в эти регионы страны. Загвоздка для Стеллантиса заключается в том, что группа автопроизводителей, подписавших “рамочное соглашение” с департаментом в 2020 году – BMW, Ford, Honda, Volkswagen и Volvo – должна играть по другим правилам. Для этих автопроизводителей соответствие требованиям измеряется продажами по всей стране, а не только в штатах CARB. А это значительно облегчает достижение этих цифр.
Вы можете спросить, почему Stellantis просто не присоединилась к ним, если они не могли победить их. Она попыталась. Согласно заявлению компании, она подала заявку на вступление в рамочную группу в 2021 году, но ей “запретили” вступать. И, как считает Стеллантис, это было формой наказания за то, что он публично поставил под сомнение право Калифорнии устанавливать свои собственные нормы еще в 2019 году, когда администрация Трампа пыталась подорвать CARB. В то время Стеллантис, тогда еще просто Fiat Chrysler, был не одинок: General Motors и Toyota были на одной стороне борьбы. На другой стороне были BMW, Ford, Honda и Volkswagen, если это не удивительно.
Независимо от причины, позиция Stellantis сегодня заключается в том, что выборочные правила CARB нарушают Закон об административных процедурах Калифорнии (APA), создавая альтернативные, благоприятные критерии для определенных игроков, и что совет также нарушил права компании на Первую поправку, отказав Stellantis в связи с аргументами, выдвинутыми против калифорнийских регуляторов в прошлом. “Если бы CARB прошел через процедуры APA, он должен был бы публично объяснить и обосновать классификацию OEM-производителей в двухуровневой структуре регулирования, и у регулируемого сообщества была бы возможность прокомментировать проблемы, которые это создаст”, – говорится в петиции.
Jeep Wrangler 4xe Willys Stellantis
Неудивительно, что Стеллантис и GM выступили против CARB еще тогда, когда казалось, что есть шанс, что их не заставят играть по его правилам, более строгим, чем национальные критерии EPA. По данным Reuters, оба автопроизводителя, ориентированные на производство внедорожников и грузовиков, заплатили правительству рекордные штрафы за превышение норм средней корпоративной экономии топлива в последние годы предыдущего десятилетия.
Но для Stellantis эти препятствия все еще влияют на то, что компания может продавать клиентам прямо сейчас в каждом штате, тем или иным способом. Представитель Stellantis сообщил изданию The Drive, что “из-за диспропорций, возникших в результате исключения из Рамочного соглашения, наши запасы непроданных электрифицированных автомобилей в Калифорнии стали чрезмерными”. Они также добавили, что “исключение компаний из Рамочного соглашения вынуждает Stellantis проводить производственную стратегию, в которой “штаты Калифорнии” противопоставляются “штатам не-Калифорнии””, что снижает доступность продукции на некоторых рынках и препятствует продвижению EV, в которое компания инвестирует 35 миллиардов долларов.