Гонки
Эксперимент Лэнса Стролла в Формуле-1 пора заканчивать
Гран-при Китая 2024 года вернул шанхайскую трассу в календарь Формулы-1 после долгого пятилетнего отсутствия, и насыщенный событиями уик-энд оправдал надежды на то, что эта реинтродукция будет запоминающейся. Самым запоминающимся, однако, стал катастрофический рестарт, во время которого пилот Aston Martin Лэнс Стролл врезался в заднюю часть Даниэля Риккьярдо, а затем удвоил свою уверенность в том, что Риккьярдо был «идиотом». Нелепый маневр и реакция после него – доказательство того, что эксперимент Лэнса Стролла в Формуле 1 пора заканчивать.
На 27-м круге Гран-при Китая несколько машин сцепились на повороте в Шанхае. Это было неприятно, но для гонщиков, которые были внимательны, было довольно просто сбросить скорость и избежать катастрофы. Лэнсу Строллу это оказалось сложнее, и он врезался в заднюю часть машины Риккьярдо Visa Cash App RB с такой силой, что ее задние колеса поднялись в воздух.
Во время трансляции сообщили, что после аварии Стролл сказал: «Этот идиот просто нажал на тормоз» (хотя следует также отметить, что не совсем ясно, что он говорил именно об одном человеке, а не об «этих идиотах»).
Из-за повреждений, полученных в аварии, гонка Риккьярдо была вынужденно прекращена, поэтому он был вполне объяснимо раздосадован, узнав на послегоночной пресс-конференции, что Стролл переложил вину на другого «идиота», а не на себя.
«У меня от этого кровь закипела, потому что это ясно как день, да еще и за машиной безопасности», – сказал Риккьярдо о реакции Стролла на аварию. «Единственное, что вы должны делать, – это следить за машиной впереди. Мы не можем предсказать, что сделает лидер. Мы не можем предположить, что мы войдем в 14-й поворот. Гонка начинается только после контрольной линии».
«Я делаю все возможное, чтобы не сказать то, что хочу сказать, но к черту этого парня – и я все еще вежлив. Но если он так думает, то я… да».
Он также добавил в интервью The Race: «Все, что вы должны делать, это беспокоиться обо мне в этой ситуации, а он явно не беспокоился. (…) Не то чтобы он просто задел меня и сделал прокол или что-то в этом роде. Он проехал под моей машиной. Он врезался в меня так быстро, что это не просто удача, когда он просто задел меня». Австралиец также обратил внимание на то, что, судя по записям на борту, Стролл смотрел не на VCARB Риккьярдо, а куда-то в другое место.
Риккьярдо все же оказал Строллу некоторую милость, сказав, что воздержится от дальнейшей критики, чтобы увидеть, как «(Стролл) может взять на себя часть ответственности».
Всего через несколько минут Лэнс Стролл появился в пресс-центре, и его восприятие этого события и последующего 10-секундного штрафа, который он получил за него, осталось неизменным.
«Я получил штраф из-за того, что в итоге врезался в Риккьярдо, но это не значит, что все было нормально и я просто врезался в его заднюю часть», – сказал Стролл Motorsport.com. «Там был очень странный эффект концертины, который я бы хотел, чтобы стюарды приняли во внимание, может быть, немного больше. Кто-то затормозил впереди группы, а потом все остановились. Машина передо мной просто остановилась с 60 до нуля. Это был один из тех глупых инцидентов. Я был в его коробке передач и готов к рестарту, и мне просто очень не повезло. До этого момента у нас была хорошая гонка, так что очень жаль».
Стролл пояснил The Race, что не собирался обвинять Риккьярдо, просто в тот момент перед Строллом была его машина. Между тем, в вердикте FIA четко указано, что Стролл виноват, и говорится, что он «должен был предвидеть темп впереди идущих машин» и «должен был быть готов к соответствующему торможению». В конце концов, у всех гонщиков перед ним было время сбросить скорость.
С момента своего дебюта в Формуле 1 на Гран-при Австралии 2017 года Лэнс Стролл подвергся немалому количеству критики за то, что он «платный гонщик», то есть парень, который в основном хорошо выступает в гонках, но у которого есть деньги, чтобы стать привлекательной перспективой для неудачливых команд. Стролл начинал в Williams, затем перешел в Racing Point, после чего его отец приобрел автомобильную компанию Aston Martin и представил ее в Формуле 1. С тех пор лучшим результатом Стролла было несколько третьих мест, а лучшим финишем в чемпионате мира среди гонщиков стало 10-е место в прошлом году.
Хотя многие комментаторы автоспорта с самого начала сурово относятся к платным гонщикам, я всегда был готов дать им шанс разобраться в себе. В конце концов, такие легенды спорта, как Ники Лауда, когда-то были платными гонщиками, которым нужно было выписывать большие чеки, чтобы казаться привлекательными для владельцев команд. К тому же подиум в его первом сезоне намекал на то, что в нем может быть что-то существенное.
Проблема, однако, в том, что, кроме тех нескольких подиумов, Стролл так и не сделал ничего особенного, чтобы выделиться на фоне конкурентов. В 2018 году Стролл опередил напарника-новичка Сергея Сироткина, но для двух гонщиков, финишировавших на 18-м и 20-м местах, это было не так уж много, чтобы писать об этом дома. Это единственный раз, когда такое произошло.
Если в этой части карьеры Стролла и были инвестиции, то мы их не увидели. Вместо этого мы наблюдаем длинную череду плохих поступков канадского гонщика, за которыми часто следует его уход от ответственности.
Например, на Гран-при Катара 2023 года Лэнс Стролл бросил руль, толкнул своего тренера и нагрубил журналисту Sky Sports, беседовавшему с ним после мероприятия – бывший чемпион мира Дженсон Баттон раскритиковал его за отсутствие уважения. Стролл неоднократно доказывал, что обладает талантом, но назвать его одним из 20 лучших гонщиков мира было бы очень сложно. Еще сложнее защищать его, когда его поведение может быть в лучшем случае безрассудным, а в худшем – опасным для него самого и его соперников.
Вполне возможно, что на горизонте забрезжила надежда: уже несколько месяцев ходят слухи о том, что Лоуренс Стролл не прочь продать Aston Martin тому, кто предложит наибольшую цену, что могло бы исключить его сына из числа гонщиков Формулы 1 и открыть место для действительно талантливого гонщика. Однако деньги Стролла могут позволить себе место во многих командах низшего уровня Формулы-1. Единственный вариант, при котором канадец действительно уйдет из спорта, – это если он или его отец окончательно решат, что эксперимент Лэнса в Формуле-1 провалился, а такое решение не может быть принято достаточно скоро.