Связаться с нами

Гонки

Айртон Сенна: празднование своего наследия в свой 64-й день рождения

Легенде Формулы-1 Айртону Сенне, одному из самых почитаемых пилотов в истории автогонок и спортивной иконе, сегодня исполнилось бы 64 года. Его имя до сих пор звучит чаще, чем чье-либо другое, когда сегодняшних гонщиков Формулы-1 спрашивают о героях их детства. Его имя до сих пор красуется на различных товарах – от шляп и футболок до суперкаров McLaren и даже наборов Lego. Но поскольку 30-я годовщина его смерти уже не за горами, я не могу не задуматься о том, насколько изменилась или осталась прежней Формула-1 с тех пор, как он был рядом.

Мне было всего семь лет, когда я увидел, как Сенна поворачивает налево в Тамбурелло в 1994 году. Я видел аварию. Я не придал этому особого значения. Мой отец, который боготворил Сенну и повесил его плакаты по всему офису, был в отъезде и не смог посмотреть гонку в прямом эфире. Я точно не помню остаток гонки – не уверен, что вообще ее закончил, – но помню, что через несколько часов мне позвонил отец. Он рассказал мне, что произошло.

Getty

Я часто думаю, как бы выглядела Ф1 сегодня, если бы он ушел после той аварии. В 64 года он, очевидно, не участвовал бы в гонках сегодня, но мне интересно, как долго он бы еще продолжал выступать. Его последняя машина Ф1, Williams FW16, была свиньей, и он так и не смог смириться с этим. А ведь был еще молодой Михаэль Шумахер, который был на хвосте у бразильца и в конце концов затмил успехи Сенны – в том числе выиграл Гран-при Сан-Марино 1994 года через 53 круга после смерти Сенны.

Это все к тому, что, возможно, Сенна ушел бы на пенсию вскоре после сезона 94-го года. Если верить книгам, журналам и документальным фильмам, которые я читал, он уже начал подумывать об уходе на пенсию. Он подумывал о том, чтобы повесить шлем и наслаждаться жизнью со своей девушкой Адрианой Галистеу, или так часто говорили его друзья Сид Уоткинс и Джо Рамирес. Даже последние кадры Сенны без шлема показывают, что он был не в лучшем расположении духа, расстроенный политикой Формулы-1, плохо работающей машиной и смертью Роланда Ратценбергера накануне.

Я считаю, что он бы еще долго продолжал бороться, как всегда. При этом я не верю, что он добился бы большого успеха после 1994 года. В Ф1 все менялось: новые технологии, новые машины, команды находили новые способы ведения бизнеса и нанимали перспективных гонщиков. Формула-1 переживала бум, и статус мегазвезд Сенны, Алена Проста, Нельсона Пике и Найджела Мэнселла угасал. Спорт перевернул страницу, и безвременная смерть Сенны ускорила этот процесс.

На второй год работы в качестве президента FIA Максу Мосли было поручено двигать F1 вперед, но его предшественник Жан-Мари Балестр оставил ему беспорядок в доме. Траур по поводу смерти Сенны и уголовное расследование против Williams не помогли. F1 пришлось быстро восстанавливать контроль над ситуацией после Сенны. В результате были внедрены новые технологии безопасности, установлены новые правила для автомобилей и гоночных трасс, и F1 наконец-то начала уделять внимание безопасности.

Технологический и коммерческий ренессанс Формулы-1 открыл спорт для новых площадок, новых спонсоров, новых гонщиков и, в конечном счете, новых партнеров, которые сделали ее такой, какой она является сегодня. Знаменитые рукопожатные сделки Берни Экклстоуна подняли Формулу-1 на новую высоту, и я верю, что Сенна сыграл бы в этом не последнюю роль. Сенна был не просто гонщиком – он был послом спорта и чертовски благотворительным. Он также был увлеченным бизнесменом, и я не сомневаюсь, что он приложил бы все усилия, чтобы расширить и улучшить спорт по всем направлениям.

Я уверен, что Сенна смог бы найти себе достойную роль после ухода из спорта, начиная с его организации по борьбе с детской бедностью в Бразилии и заканчивая тесными связями с автопроизводителями и дружескими отношениями в Формуле-1. Шумахер сделал нечто подобное после ухода из Mercedes, и бесчисленное множество других гонщиков делают это сегодня в спортивных автомобилях, IndyCar и гонках на выносливость.

К сожалению, я никогда не узнаю, что могло бы быть. Может быть, он выиграл бы четвертый титул чемпиона мира, а может быть, его судьба была предначертана, и очередная авария унесла его жизнь. После посещения его мемориала в Тамбурелло несколько лет назад, единственное, в чем я уверен, – это то, что его очень не хватает.

Продолжить чтение
Нажмите, чтобы прокомментировать

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *