Автомобильные технологии
Продажи электромобилей не испытывают трудностей – только у Tesla
О том, что продажи электромобилей в США падают с обрыва, сказано уже немало, но есть основания полагать, что последний спад продаж – это в основном проблема Tesla, а не EV в целом. Мрачный прогноз продаж EV в 2024 году можно объяснить ослаблением спроса и, как следствие, снижением продаж лидирующих на рынке автомобилей Tesla, продажи которых в этом году резко сократились по сравнению с первым кварталом 2023 года. В то же время большинство других автопроизводителей, пополняющих свои линейки EV, продемонстрировали здоровый рост продаж чистых электромобилей.
Похоже, что рынок путает падение Tesla с падением рынка в целом, но это не так, согласно данным Bloomberg и Cox Automotive. Розничные продажи EV от Ford, Mercedes-Benz, BMW, Toyota, Rivian, Hyundai и Kia выросли. Ford лидирует по росту продаж благодаря таким моделям, как F-150 Lightning и Mustang Mach-E, в то время как Hyundai и Kia демонстрируют наименьший рост среди бестселлеров благодаря таким моделям, как Ioniq 6 и EV6. Но по любым показателям автопроизводители наслаждаются заметным ростом квартальных продаж EV в этом году.
Patrick T. Fallon via Getty Images
Среди основных производителей, на которых сфокусированы данные Bloomberg, продажи EV выросли следующим образом: Ford вырос на 86,1%; Toyota – на 85,9%; Mercedes-Benz – на 66,9%; Rivian – на 58,8%; BMW – на 57,8%; Hyundai/Kia – на 56,1%.
Сравнивая таблицу ниже, вы можете заметить некоторые расхождения, и это связано с тем, что Bloomberg объединил некоторые бренды и их дочерние компании. Toyota в целом показала рост на 86 % за год, потому что у Lexus не было ни одного EV для продажи в начале 2023 года. Тем не менее, продажи только Toyota выросли на 11,7 %, что не так уж и плохо, учитывая, что у компании есть только один EV, а ее сердце явно принадлежит гибридам.
Черт возьми, даже Nissan показал рост продаж EV на 1,3% за счет таких часто упускаемых из виду моделей, как Ariya и Leaf. Если округлить цифру в меньшую сторону, то рост составит один процент, но рост есть рост, каким бы маленьким он ни был. И, тем не менее, на другом конце шкалы Tesla увидела снижение роста продаж на 13 %.
Cox Automotive (часть выделена The Drive)
Это лучше, чем падение GM почти на 21 процент, но даже Volkswagen оказался лучше, чем Tesla, с более мягким снижением роста продаж EV на 12 процентов. Следует помнить, что, несмотря на снижение темпов роста, Tesla все еще значительно опережает конкурентов: в первом квартале было продано 140 187 автомобилей. По сравнению с чемпионом по росту продаж EV в этом квартале, компанией Ford, было продано в общей сложности почти на 120 000 автомобилей больше. И Tesla по-прежнему занимает 51 процент доли в сегменте EV в Америке, как показывает Cox Auto.
Это большой кусок пирога EV. Так почему же вокруг Tesla и продаж EV в 2024 году царит мрачная атмосфера? В основном люди прогнозируют, что Tesla будет отставать в росте от всех остальных EV, что является ошибочным мнением. Рынок в большей или меньшей степени смотрит на Tesla как на индикатор развития EV, но компания Элона Маска теряет клиентов, поскольку люди переходят на другие бренды в рекордных количествах, согласно Bloomberg. Производство – еще одно серьезное препятствие для роста продаж, и некоторые из крупнейших неудачников этого квартала столкнулись с производственными проблемами или иными причинами сокращения модельного ряда EV.
Tesla прервала производство своей популярной Model 3, чтобы провести столь необходимый фейслифтинг седана. General Motors, тем временем, отметила наибольшее снижение роста продаж EV в первом квартале среди своих брендов, отчасти из-за потери самого популярного EV после уничтожения Chevy Bolt. Проблемы с батареями Ultium от GM и LG также заставили автопроизводителя отложить свои планы по выпуску EV на 2024 год. Bloomberg отмечает, что снижение темпов роста, вызванное временной потерей Tesla Model 3 и Chevy Bolt, стало основным фактором падения продаж EV. Если исключить эти две модели, то рост продаж EV в Америке фактически увеличился на 23 процента.
Другими словами, продажи EV не останавливаются, а лишь сокращаются, что объясняется стремительным ростом последних нескольких лет. Аналитики из Cox Auto утверждают, что сегмент EV замедляется по мере своего становления, и этого следовало ожидать. Кокс повторяет, что «рост сегмента обычно замедляется по мере увеличения объема». (Это та самая «пропасть», о которой мы говорили раньше). Иными словами, бум EV еще не перешел в крах – даже не близко. Если вы предпочитаете взглянуть на рынок с более далекой точки зрения, то учтите, что, по прогнозам аналитиков, к концу 2024 года продажи EV составят 10 % от общего объема продаж автомобилей в США, по сравнению с медленным, но уверенным началом года, когда они составляли 7,3 % от общего объема продаж автомобилей в стране.