Автомобильные технологии
По крайней мере, один из руководителей автокомпаний хочет большего регулирования. Вот почему
Не секрет, что в автомобильном бизнесе работает много консервативных мыслителей и традиционалистов. И это неудивительно: создание автомобилей – это колоссально сложное предприятие, и изменения в нем требуют больших усилий и затрат. Но недавно мне довелось побеседовать с Йоргом Гротендорстом, старшим вице-президентом по исследованиям и разработкам компании Magna, одного из крупнейших в мире поставщиков автомобилей, и, когда он говорил, я почувствовал, что моя голова наклоняется, как это делает моя собака, когда слышит новый звук. Он не просто уверен в электромобилях – он считает, что государственное регулирование является единственным катализатором, который может очистить автомобильную промышленность.
«Чтобы сделать транспорт безопасным и устойчивым, нам нужно законодательство», – сказал Гроттендорст мне и другим авторам в ходе круглого стола для СМИ. «Люди не мотивированы сами собой. Если бы мы были самомотивированы, мы бы все пошли на компромисс прямо сейчас, уже сейчас, и заплатили бы дополнительные расходы, чтобы ездить на электромобилях».
Он имел в виду, что потребители и компании не собираются платить больше денег за экологически чистые автомобили, если их к этому не принуждают законы. Я с этим не согласен, но все же был весьма удивлен, услышав, как высокопоставленный бизнесмен решительно выступает за усиление регулирования в своей отрасли. Обычно руководители компаний утверждают, что свободный рынок все исправит, но Гротендорст выглядел более реалистично.
«Как вы думаете, готовы ли люди доплачивать за сажевый фильтр или что-то подобное? Нет… Думаете, антиблокировочные тормозные системы появились бы [в каждом автомобиле], если бы не было законодательства?»
Далее Гроттендорст привел в пример ремни безопасности, подушки безопасности и, как более современный пример, технологии помощи водителю, которые повысили безопасность автомобиля и в конечном итоге были внедрены законодательно.
Он даже рассуждал об индивидуальном транспорте и частных автомобилях с таким уровнем самоанализа и откровенности, какого я никогда не ожидал от человека в его положении. «Я думаю, мы все любим быть независимыми, [но] с чисто экономической точки зрения, разумно ли водить автомобиль? Нет, не разумно. [Типичный автомобиль] используется менее чем на 10 %… 90 % времени он стоит на месте». Конечно, в сельской Америке это разделение выглядит несколько иначе, чем в городской Европе, но смысл остается в силе.
«Индивидуальная мобильность сама по себе не является проблемой, [да]? Проблема в выбросах CO2 и устойчивом развитии. И я думаю, что единственное решение, которое у нас есть сейчас, – это регулирование. Законодательство и регулирование. Иначе человечество доведет себя до смерти».
«Люди предпочитают тратить больше денег на красивые диски, кожу и все остальное. Мы – единственное существо на этой планете, которое само себя убивает”, – сказал Гротендорст. Я подумал о своем «Скауте» 75-го года, который одновременно небезопасен для пассажиров и токсичен для окружающей среды, с некоторым чувством стыда.
Я немного изменил порядок его высказываний, но Гротендорст сделал пару замечаний о природе и животных, а также о том, как они связаны с эффективностью двигателя, которые мне очень понравились.
«Природа всегда является лучшим примером того, что можно сделать в плане разработки продуктов», – решительно заявил он. «Ни одно из существ, которых вы видите на этой планете, не создает шума, чтобы двигаться вперед. Не забывайте, что когда вы покидаете эту комнату, шум – это всегда потеря».
Мы сказали ему, что на следующий день собираемся сесть за руль Ferrari SF90 (в нем используется трансмиссия, произведенная в Германии компанией Magna). Это гибрид газа и электричества, но его бензиновый компонент – это твин-турбо V8, который ревет с бодрой свирепостью, когда вы его заводите.
«Шум, который вы создаете, – это что? Это неиспользованное давление в конце цикла горения. Вы сбиваете поршень, а затем открываете выпускной клапан, и, к сожалению, в цилиндре остается давление. Неиспользованная энергия. И тогда вам разрешают отстреливать ее, и это создает шум. Это глупо. В идеальном мире, если вы нажимаете на поршень вниз, внутреннее давление в цилиндре должно составлять почти 1 бар. Тогда физически у вас будет наилучшее решение. [Но если у вас] двигатель с наддувом, вы нагнетаете так много воздуха, а затем подаете топливо, сжигаете его, и тогда в бензиновом двигателе давление может составлять 20 бар или сколько угодно. Тогда поршень действительно проваливается вниз, и когда вы открываете выпускной клапан, в цилиндре может оставаться 6, 5, 4 бара – это отходы. Но при этом вы получаете отличный шум. Физически это глупо».
Некоторые из последних и менее экологичных работ Magna. Кредиты соответствующих автопроизводителей
Конечно, влияние автомобиля на окружающую среду гораздо больше, чем количество топлива, которое он преобразует в шум. Многие сотрудники Magna, включая Гроттендорста, рассказали нам, что все клиенты компании (автопроизводители, для которых Magna производит детали или автомобили) теперь требуют подробной информации о воздействии на окружающую среду всей цепочки поставок. Отчасти это стало возможным благодаря законодательству. Сбор редкоземельных материалов, необходимых для производства электромобилей, все еще остается камнем преткновения, но было отмечено, что в настоящее время изучаются более экологичные альтернативы.
Гротендорст рассказал нам, что его собственное хозяйство является энергоотрицательным. У него два электромобиля, солнечные батареи на крыше и аккумуляторы в доме, и в среднем за год он производит больше энергии, чем может использовать. Как вы уже поняли из того, чем я поделился с вами, он явно не является фанатом старой школы.
Я спросил его о будущем автомобилей для энтузиастов, отчасти потому, что это моя сфера деятельности, а также потому, что сейчас они составляют приличную часть бизнеса Magna. В настоящее время на заводе в Граце (Австрия) компания собирает BMW Z4, Toyota Supra, Mercedes G-Class и Ineos Grenadier. Справедливости ради стоит отметить, что там же собираются электромобили Jaguar I-Pace и, до недавнего времени, Fisker Ocean (RIP). Но некоторые из автомобилей в этом списке являются одними из самых анахроничных бензиновых гусениц на дорогах в настоящее время.
Он, по сути, отмахнулся от идеи эмоциональной связи с вибрирующим двигателем и более или менее настаивал на том, что любой автомобиль объективно лучше в качестве EV. Я хотел поподробнее рассказать о том, как компания пытается быть «зеленой» и при этом строить Mercedes-AMG G63, которые будут всю жизнь простаивать в пробках Лос-Анджелеса, но мы перешли к более широкому вопросу о производстве.
EV – это расходы на исследования и разработки, но также и интересные возможности в области сборки. «Со времен Tin Lizzie от Ford у нас был практически один и тот же процесс», – говорит Гротендорст. «С тенденцией к электрификации вы можете полностью переосмыслить этот процесс».
При традиционном производстве автомобилей «…вы ограничены в пространстве: сколько людей могут одновременно работать с кузовом в белом». Представьте, что автомобиль можно разделить на три части. Теоретически… больше людей могли бы работать над автомобилем одновременно. Вы быстрее соберете автомобиль, а при меньшем количестве деталей вам потребуется меньше места. Кроме того, вы можете быть более гибкими в плане комбинирования различных передних и задних частей автомобиля. И вы можете стандартизировать детали между ними. Это то, что мы обсуждаем».
Magna – уникальная компания в мире автомобилей, поставляющая компоненты, производственные процессы, испытания на соответствие требованиям, оценки автомобилей, а иногда и целые автомобили – от проектирования до строительства – нескольким маркам автопроизводителей. Амбиции Гротендорста в области «зеленого» автомобилестроения не могут быть полностью альтруистическими, поэтому я полагаю, что он видит возможности для бизнеса в том, чтобы привести OEM-производителей в соответствие с будущим законодательством об устойчивом развитии.
Но я был впечатлен его вдумчивостью и откровенностью. Комментарии Гротендорста даже немного умерили мой цинизм. Может быть, во власти достаточно людей, которые заботятся об окружающей среде, чтобы спасти нас от самих себя. Но, с другой стороны, он также оставил меня с новым ужасом в своем небрежном комментарии: «Следующий CO2 – это вода». То есть следующим экологическим фактором, из-за которого мы будем паниковать, станет нехватка H2O. Может быть, нам все-таки удастся воплотить в жизнь наши «фантазии Безумного Макса».